Формула эффективности – результат теории эффективности

Содержание
  1. Для чего нужен KPI
  2. Виды KPI
  3. Правила и принципы внедрения KPI
  4. Что такое KPI: определение
  5. Для чего предназначены ключевые показатели эффективности?
  6. Виды KPI
  7. Ключевые показатели KPI
  8. Первый пример — оцениваем работу менеджера по продажам
  9. Второй пример — расчет KPI для маркетолога по 5 показателям и бонусной части зарплаты
  10. Плюсы и минусы от внедрения системы KPI
  11. Общие показатели экономической эффективности
  12. Расчет экономической эффективности, достигаемой при проведении мероприятий
  13. Алгоритм подготовки и расчета показателей
  14. Шаг первый
  15. Шаг второй
  16. Шаг третий
  17. Шаг четвертый
  18. Методика расчета простых показателей эффективности инвестиционного проекта
  19. Чистый денежный поток
  20. Пример расчета NV
  21. Норма прибыли
  22. Пример расчета нормы прибыли инвестиционного проекта
  23. Какие критерии оценки эффективной деятельности предприятия необходимы для анализа
  24. Как оценить эффективность работы сотрудников: метод MBO
  25. Эффект и эффективность: суть и взаимосвязанность понятий
  26. Автоматизация расчета ОЕЕ с использованием системы мониторинга АИС Диспетчер
  27. Основные показатели, применяемые для оценки эффективности предприятия
  28. Что представляет собой простая формула эффективности?
  29. Как рассчитать эффективность простой операции?
  30. Являются ли понятия «эффект» и «эффективность» тождественными?
  31. Исследования и публикации по проблеме
  32. Изложение основного материала
  33. Новый подход в определении коэффициента эффективности
  34. Эффективность управления
  35. Абсолютная эффективность
  36. Эффективность использования факторов производства
  37. Эффективность использования персонала
  38. Оборотные средства (Об. С.)
  39. Заключение

Для чего нужен KPI

В задачи KPI входит стимулирование сотрудников и их мотивация на достижение запланированных результатов.

Виды KPI

Выделяют несколько видов KPI в связи со следующими результатами деятельности:

  • статья затрат – объем затраченных ресурсов в стоимостном выражении;

  • статья производительности – процент загрузки задействованных мощностей;

  • статья эффективности – показатели, характеризующие отношение одного показателя к другому (например, отношение выручки к затратам);

  • статья итогов – количественное выражение результата деятельности компании.

Также ключевые показатели эффективности можно разделить на два вида – оперативные и стратегические.

Оперативные показатели используются в текущей деятельности предприятия и его подразделений. Оперативные показатели позволяют компании ставить цели и задачи в зависимости от изменяющихся условий.

К оперативным показателям можно отнести показатели, характеризующие эффективность организации производства, объемы поставки сырья, качества изготавливаемой продукции.

Стратегические показатели отражают результат деятельности предприятия за текущий период. Стратегические показатели дают возможность компании скорректировать планы на следующий период. Стратегические показатели используются , например, при анализе денежных потоков, на основе которых рассчитываются основные стратегические показатели компании.

К стратегическим показателям можно отнести показатели эффективности деятельности предприятия (например, рентабельность).

Правила и принципы внедрения KPI

Правила и принципы внедрения KPI заключаются в следующем:

  • Правило «10/80/10» . Это означает, что компания должна иметь около 10 ключевых показателей результативности, до 80 производственных показателей и 10 ключевых показателей эффективности;

  • Принцип управляемости и контролируемости. Подразделению, ответственному за определённый показатель, должны быть выделены необходимые ресурсы на управление им, и полученный результат может быть проконтролирован;

  • Принцип партнерства. Для успешного решения задачи повышения производительности требуется установление эффективного партнерства между всеми заинтересованными лицами;

  • Принцип перенесения усилий на главные направления. Для повышения производительности труда требуется расширение полномочий сотрудников организации, повышение квалификации персонала, проведение тренингов, эффективное взаимодействие подразделений компании;

  • Принцип интеграции процессов оценки показателей, отчетности и повышения производительности. Должна быть создана интегрированная схема оценки показателей и отчетности, стимулирующая конкретные действия сотрудников компании. Для этого следует регулярно проводить совещания, которые по срокам зависят от сложности решаемых вопросов;

  • Принцип согласования производственных показателей со стратегией. Показатели производственной деятельности должны быть привязаны к текущим факторам успеха, составляющим сбалансированную систему показателей, и соответствовать стратегическим целям организации.

Что такое KPI: определение

KPI (Key Performance Indicator) — это ключевые метрики, на которых базируется система оценки эффективности выполнения бизнес-процессов в компании.

Кажется, не получилось простыми словами. Попробуем еще раз.

КПЭ (ключевые показатели эффективности, кипиай) — это важнейшие показатели, по которым можно оценить качество выполнения различных бизнес-задач.

Данные переменные могут относиться не только к оценке качества работы сотрудника. Рассмотрим на примере несколько KPI, которые используют для оценки эффективности работы:

  • Компании — прибыль, рентабельность, капитализация и др.;
  • Сотрудника — например, для маркетолога могут использоваться KPI коэффициента конверсии, или цена привлечения подписчика на аккаунт в соцсети;
  • Проекта — например, для оценки эффективности рекламной кампании, в организации которой участвует целая команда. Могут назначаться такие же ключевые показатели эффективности как в случае с оценкой работы сотрудника.

Для чего предназначены ключевые показатели эффективности?

В первую очередь, система KPI разрабатывается для того, чтобы переводить стратегические цели организации в четкий план действий.

Введение системы оценки ключевых показателей эффективности позволяет:

  • Сделать все бизнес-процессы компании прозрачными и прогнозируемыми;
  • Оценить качество работы каждого сотрудника, проекта, компании;
  • Сконцентрировать работу всех подразделений на работу над приоритетными задачами;
  • Создать честную и эффективную систему мотивации персонала на достижение сверхрезультата;
  • Повысить ответственности за результат каждого причастного к проекту.

Виды KPI

Основные виды показателя эффективности различают в зависимости от того, к какой именно метрике он привязан.

Например, бывают KPI на:

  • Решенные задачи — по количеству выполненных задач. Распространен в компаниях, использующих SCRUM в управлении проектами;
  • Полученные оценки — по качеству выполнения работы, измеряются в баллах. Оценки могут выставляться руководителем, а могут клиентами. Например, если оценивается качество работы службы поддержки;
  • Количество — стандартный KPI, который оценивает работу по сумме достигнутых показателей за период. Например, для менеджера по продажам это могут быть совершенные звонки или сумма, на которую сделали заказы его клиенты;
  • Результат — оценивается, сколько и какого результата было произведено. Это симбиоз оценки качества и количества;
  • Затраты — очевидно, что данный пункт отражает, сколько потрачено ресурсов. Может быть применимо как в маркетинге (затраты на создание рекламной кампании), так и в любой другой сфере. Основная цель ввода такого KPI — минимизировать затраты;
  • Производительность — соотношение результата и времени на его достижение. По-простому, такой показатель также называют КПД — коэффициент полезного действия;
  • Эффективность — с точки зрения бизнеса, это соотношение полученного результата к затратам. Ярким примером является установка ROMI в качестве показателя, по которому измеряют эффективность работы маркетинга в компании.

Также, разделяют простые и сложные показатели KPI. Разобраться с этой градацией проще всего на примере.

Пример простого КПЭ — средний CTR объявлений рекламной кампании. Использоваться может при оценке эффективности таргетированной рекламы в Инстаграм.

А сложным KPI, в таком случае, может быть ROI рекламной кампании. Почему же он сложный? Потому что включает в себя сразу несколько показателей.

ROI рекламной кампании рассчитывается по формуле:

(Прибыль — Затраты)/Затраты *100%.

Например, прибыль (доход — себестоимость, в данном контексте) = 10000 рублей, затраты на рекламную кампанию — 6000 рублей. ROI = (10000-6000)/10000*100%=40%.

А теперь разложим показатель “Прибыль” на составляющие:

  • СРМ — стоимость 1000 показов;
  • CTR — % кликов по объявлениям рекламной кампании;
  • CR — коэффициент конверсии;
  • S — средний чек.

Таким образом, получим формулу, где ROI=(CPM*CTR*CR*S — Затраты)/Затраты*100%.

В таком случае, даже если KPI устанавливается только на ROI, влиять на него будут также значения CPM, CTR, CR и даже среднего чека. Соответственно, работая над оптимизацией каждого из этих показателей, можно повлиять на достижение KPI. Именно поэтому, данный KPI называется сложным.

Ключевые показатели KPI

Для начала, разберемся с основными признаками качественного КПЭ.

Все показатели, которые считаются ключевыми в компании, должны быть:

  • Измеримыми;
  • Определенными (четким значением или диапазоном, периодом, средним значением);
  • Выполнимыми и реалистичными;
  • Ограниченными временными рамками (показатели KPI — цели, используйте способ постановки целей SMART);
  • Понятными, не имеющими двусмысленной трактовки;
  • Качественными — иметь четкую систему оценки качества результатов.

Первый пример — оцениваем работу менеджера по продажам

Вы хотите заработать 100.000 рублей, запустив рекламную кампанию в Instagram. А ключевой показатель эффективности необходимо рассчитать для менеджера по продажам, который будет обрабатывать входящие заявки и конвертировать их в продажи.

У вас есть команда специалистов, которые создают посадочную страницу и привлекают трафик. Причем уже известны показатели, которых они добиваются:

  • Средняя цена привлечения заявки (CPL) = 560 рублей;
  • Средний чек (S) = 3500 рублей (за вычетом себестоимости продукции).

Приступаем к расчетам: чтобы заработать 100.000 рублей, вам необходимо привлечь 29 клиентов со средним чеком в 3500 рублей (100000/3500). Для этого, вам нужно получить 179 заявок на сайт, при CPL = 560 рублей (100000/560).

Следовательно, задача менеджера по продажам конвертировать 29 клиентов из 179 заявок. Исходя из этого, сформулируем kpi для менеджера.

Найдем значение K (конверсии менеджера по продажам), необходимое для достижения цели.

K(план) = 29/179*100% = 16.2%

Соответственно, планирующийся показатель конверсии менеджера по продажам будет равен K(план) = 16.2%.

Но также, при разработке стратегии стоит предусмотреть и критический показатель. Это минимальный удовлетворительный результат. В данном примере, возьмем за минимальный результат заработок 70.000 рублей.

Соответственно, критический KPI будет равен K(крит) = (70000/3500)/(100000/560)*100% = 20/179*100% = 11.1%.

И, разумеется, стоит предусмотреть размер показателя, при достижении которого менеджер получит дополнительный бонус. Это называется целевой показатель — тот, к которому нужно стремиться.

Например, если компания заработает 150.000 рублей на данном проекте, можно будет выделить бонус менеджеру по продажам. Рассчитаем, какой результат он должен для этого показать.

K(цель) = (150000/3500)/(100000/560)*100% = 43/179*100% = 24%.

Подытожим, какие KPI мы получили для менеджера по продажам:

  • K (крит) = 11% (если менеджер не достигнет этого показателя, вряд ли работодателю целесообразно продолжать с ним сотрудничество);
  • K (план) = 16.2% (ожидаемый результат);
  • K (цель) = 24% (а это отличное значение, за его достижение менеджера можно наградить бонусом!).

Соответственно, в результате работ менеджер достигнет определенного фактического показателя. А работодателю останется лишь сопоставить его с рассчитанными значениями и оценить эффективность проведенной работы.

Второй пример — расчет KPI для маркетолога по 5 показателям и бонусной части зарплаты

Разберем, как поставить KPI на новый период работ, а также, как связать его с бонусной частью заработной платы. Для простоты расчета, возьмем 5 метрик с разным весом (значимостью) для компании.

Проанализируем текущую ситуацию в компании по данным показателям:

  • NPS (индекс лояльности клиентов);
  • CPL (стоимость привлечения заявки);
  • CPS (стоимость привлечения клиента);
  • LTV (среднее время, которое клиент сотрудничает с компанией);
  • ROMI (возврат инвестиций в маркетинг).

Теперь поставим цели, каких показателей хотелось бы добиться в течение полугода.

Следующим шагом, определим вес KPI каждого показателя (в сумме по всем показателям вес не должен превышать единицу). Чем важнее показатель для организации в целом, тем больше будет его вес.

Отлично, теперь определим бонус для маркетолога при достижении результата выше поставленных KPI. Например, за каждые 5% мы можем поставить коэффициент премии 1,1.

Таким образом, за каждые 5% перевыполнения плана ЗП сотрудника будет умножаться на поставленный коэффициент. Например, если зарплата маркетолога 80000 рублей, а поставленные KPI перевыполнены на 10%, его бонус к оплате составит 16000 рублей.

Это очень интересный момент: часто специалисты сами инициируют введение системы KPI, потому что готовы делать для компании больше и получать честно заработанную прибавку к своей зарплате.

Финальный штрих, сопоставляем фактические и плановые значения показателей и рассчитываем тот самый коэффициент результативности специалиста.

Для расчета результата работы по KPI необходимо воспользоваться формулой:

KPI = Вес*Факт/Цель*100%.

Маркетолог неплохо поработал и получил премию в 8000 рублей (т.к. выполнил цель в повышении эффективности на 5%), хотя некоторые фактические показатели не достигли планируемых значений. Поэтому, важно уделить особое внимание распределению коэффициентов веса для каждого параметра!

Плюсы и минусы от внедрения системы KPI

Плюсы внедрения системы оценки ключевых показателей эффективности очевидны:

  • Сотрудники концентрируются на действительно важных метриках эффективности своей работы;
  • Базируясь на KPI можно выстроить честную систему мотивации персонала;
  • На уровне руководства KPI позволяют сконцентрироваться на актуальных задачах, опустив второстепенные.

Но, если и минусы:

  • Сложность внедрения. Да, действительно, понять концепцию системы можно просто вдумчиво прочитав эту статью. Но ее внедрение займет много времени;
  • Адаптация сотрудников. Для этого понадобится некоторое время. Не каждый работник сможет легко разобраться, как должен измениться его подход к работе с внедрением KPI;
  • Неочевидные показатели. Иногда, внедрить кипиай не так просто: сложность может возникнуть с тем, что действительно ключевые показатели не так очевидны.

Общие показатели экономической эффективности

К ним, в частности, причисляют:

  • общенациональный доход;
  • ВНП, из расчета на одного гражданина;
  • уровень производительности общественно-полезного труда;
  • эффективность;
  • затраты на единицу реализованной продукции;
  • прибыльность;
  • рентабельность производственного процесса;
  • окупаемость.

Помимо того, говоря об экономической эффективности не следует забывать о:

  • трудоемкости;
  • капиталоемкости;
  • материалоемкости;
  • фондоемкости.

В техническом плане учитывается также уровень развития производства и действенность его эксплуатации.

Расчет экономической эффективности, достигаемой при проведении мероприятий

Пример такого рода мероприятий – внедрение инновационных производственных процессов. Расчет основывается на отдельных калькуляциях. В данном случае сопоставляются расходы на работы, которые проводились с использованием новых решений и без них.

Как правило, главным показателем экономической эффективности такого рода действий считается увеличение производительности.

Другой пример действенности мероприятий – вторичное использование сточных вод. Здесь применяют сравнительную оценку. В качестве основных критериев выступают:

  • расчет минимальных затрат на охрану водных ресурсов;
  • надлежащее удовлетворение потребностей предприятий в воде.

Мероприятия, направленные на изучение спроса, в результате приводят к увеличению экономической эффективности промышленности. Это достигается за счет сокращения расходов на обращение остатков продукции, не востребованной потребителем.

Когда проводится расчет экономической эффективности внедрения новых видов строительных материалов, учитывается главный аспект – сокращение времени, необходимого на возведение всего здания или завершение определенного этапа работ.

Помимо того, принимается к сведению:

  • снижение трудозатрат;
  • уменьшение стоимости работ;
  • цена стройматериалов;
  • эксплуатационные расходы на технику.

Между тем эффект от мероприятий такого рода следует измерять в денежном эквиваленте. Общее правило здесь такое – сокращение производственных расходов гарантирует рост прибылей.

Иногда увеличению экономической эффективности способствуют мероприятия направленные на повышение качества продукции. Пример – нефтеперерабатывающая промышленность. Производство горючего или смазочных масел высшего сорта сопряжено с ростом розничной стоимости и, следовательно, приводит к повышению рентабельности.

Таким образом, самая точная характеристика эффективности мероприятий получается при сравнении показателя себестоимости производимых изделий или работ до осуществления определенных действий и после них.

Алгоритм подготовки и расчета показателей

Процесс формирования информационной основы для расчета показателей оценки ИП является результатом реализации мероприятий по разработке бизнес-плана и охватывает практически все ее этапы. Он исполняется итерационно, имеет множество циклов, в которых можно «кружиться» очень долго, наращивая качество цифр за счет учета все большего числа влияющих факторов. Увлекаться этим не стоит. Мы рассмотрим алгоритм подготовки финансово-экономической информации без учета циклической зависимости, чтобы не превратить статью в долгое и запутанное повествование. В центре раздела представлена схема типового алгоритма подготовки данных для анализа эффективности.

Шаг первый

Формирование планово-нормативного фундамента расчета основных статей доходной и расходной частей проекта на всем его протяжении (на схеме фрагменты шага выделены свето-синим цветом). Собираются и консолидируются качественные и количественные параметры сбыта, потребного оборудования, СМР, бюджетно-нормативной платформы. Анализ статистики и нормативов (для действующего предприятия), бенчмаркинг (для вновь проектируемого бизнеса) имеют непреходящее значение для того, чтобы затем возникли интегральные характеристики ИП. Нормы расхода ТМЦ, их запасов, трудовые и технологические нормативы, налоговая модель и цены – все это нужно для планирования бюджетов и последующей оценки.

Шаг второй

Подготовка и перепроверка ключевых параметров динамики проектных событий. При этом используется сначала традиционный для экономической практики метод начисления. Данный шаг предполагает последовательность действий по планированию следующих значений с определенной логикой формирования информационных блоков.

  1. Объем производства и выручка от реализации до начала проекта, в ходе реализации проекта и по его завершении.
  2. Суммы и график инвестиций капитального характера.
  3. Динамика изменения остаточной и среднегодовой стоимости внеоборотных активов (основные средства, нематериальные активы) компании в связи с реализацией ИП. Из нее естественно вытекает возможность вычислить размер амортизационных отчислений и налога на имущество.
  4. Сведение текущих издержек хозяйственной деятельности субъекта в связи с реализацией ИП в калькуляцию себестоимости планируемой продукции (услуг).
  5. Исходя из производственной программы проекта и плана по сбыту, формирование составов затрат по расчетным периодам деятельности, вплоть до плановых отчетных периодов.
  6. Расчет размера вложений в запас оборотных материальных ценностей, а также устойчивых пассивов, таких как, например, задолженность по заработной плате перед персоналом, резервы предстоящих платежей и т.п.
  7. Расчет плановых значений прибыли в ее типовых формах и сумм налога на прибыль, планируемых к уплате в соответствии с требованиями законодательства.
Схема алгоритма подготовки к расчету показателей эффективности ИП

Шаг третий

Разработка трех основных бюджетов проекта: бюджета доходов и расходов (БДР), бюджета балансового листа (ББЛ) и финансово-инвестиционного бюджета (ФИБ или плана движения денежных средств) проекта. Основные бюджеты неразрывно связаны не только друг с другом, но и определяют возможности расчета двух ключевых групп показателей эффективности. К ним относятся параметры надежности бизнеса в условиях проводимых работ над проектом и показатели экономической эффективности инвестиций.

Шаг четвертый

Выбор составов показателей и собственно выполнение их расчетов.

Методика расчета простых показателей эффективности инвестиционного проекта

Простые показатели оценки эффективности инвестиционных проектов включают в себя, такие основные показатели оценки, как:

  • чистый денежный поток (ЧДП, NV
  • норма прибыли (ARR
  • недискотированный срок окупаемости (Ток, PP
  • индекс доходности (ИД, PI).

Чистый денежный поток

Одним из ключевых показателей анализа целесообразности инвестиций является чистый доход. Его часто еще называют чистый денежный поток (ЧДП).

В ЧДП входят все притоки (Cash Inflow) и оттоки (Cash Outflow) проекта, полученные от операционной, финансовой и инвестиционной деятельности.

Чистый доход (NV — Net value) (чистый денежный поток) называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период (горизонт расчета).

Таким образом, встаёт вопрос: «Так от чего же очищен этот доход?». Ответ — от налогов.

При этом необходимо помнить, что чистый доход не равен чистой прибыли. Это происходит по тому, что CF равен чистой прибыли + амортизация — капитальные вложения в основные фонды — затраты на формирование оборотного капитала — дивиденды.

Однако надо помнить, что не все системы налогообложения подразумевают формирование амортизационного фонда. Примером может быть УСН (доходы) .

Таким образом, чистый доход показывает сколько получит инвестор после возмещения всех инвестиционных затрат (возврата инвестиционных ресурсов).

Поэтому формула для расчета будет выглядеть следующим образом:

где CFi — денежный поток, полученный на каждом шаге расчета; I — размер инвестиций; Tгоризонт расчета.

Преимущества Недостатки
Показывает на сколько доходы от инвестирования превышают первоначальные вложения При сравнении разных проектов не позволяет учесть разницу в начальных инвестициях
Учитывает период жизни проекта по шагам расчета Не показывает эффективность проекта, показывает — лишь эффект.
Позволяет производить сравнение различных инвестиционных идей Требует сложных расчетов прогнозных значений показателей проекта. К точности прогноза очень сильно чувствителен результат.

Пример расчета NV

На основе простой нормы прибыли, проанализируйте целесообразность принятия к реализации инвестиционного проекта со следующими характеристиками денежного потока по годам (тыс. руб.): -150, 30, 70, 70, 45.  

Таким образом, инвестор потенциально сможет вернуть вложения в полном объеме и получит еще 65000 рублей.

Норма прибыли

Норма прибыли (ARR — Average rate of return) — показывает среднюю величину прибыльности (доходности) проекта.

Рассчитать можно ее по формуле:

где Pr — это прибыль.

Для нормы прибыли не существует однозначного критерия оценки. Данный показатель должен сравниваться со средней доходностью проектов из аналогичной отрасли или, например, данными конкурентов.

Преимущества Недостатки
прост в использовании не учитывает фактор времени (инфляцию)
может использоваться для оценки эффективности работы управленческого персонала дает неточные результаты в случае, если денежные потоки по шагам расчета неоднородны

Пример расчета нормы прибыли инвестиционного проекта

На основе простой нормы прибыли, проанализируйте целесообразность принятия к реализации инвестиционного проекта со следующими характеристиками денежного потока по годам (тыс. руб.): -150, 30, 70, 70, 45.  

Какие критерии оценки эффективной деятельности предприятия необходимы для анализа

Показатели, отражающие совокупную эффективность деятельности организации, определяются с помощью сопоставлениях объема всех принадлежащих предприятию средств и обобщающего результата его функционирования.

К таким показателям можно отнести:

  • Затраты на единицу продукции, реализованной на рынке.
  • Рентабельность всех активов компании.
  • Рентабельность производственного процесса.
  • Оборачиваемость всех активов компании.

Рентабельность всех активов в наибольшей степени является обобщающим показателем, отражающим прибыль компании на 1 рубль средств (все возможные виды имеющихся у предприятия ресурсов в денежном выражении из любого источника). Рентабельность часто заменяют синонимом «окупаемость средств».

Как оценить эффективность работы сотрудников: метод MBO

Чем эффективнее работает персонал, тем выше прибыль компании и тем меньше затраты на производство продукта или оказание услуги. Оцените эффективность сотрудников по методу Management by Objectives (MBO), принцип которого описала редакция журнала «Коммерческий директор».

Метод подходит для всех сотрудников — от линейных работников до топ-менеджмента.

Выбирайте только информативные параметры для оценки эффективности бизнеса

Критерии оценки эффективности деятельности компании (работы предприятия) мы выбирали на интуитивном уровне, и практика показала, что все сделали верно. Поясню, какие именно показатели в ходе оценки позволили мне прийти к выводу, что производство работает отлажено и без проблем. Также упомяну низко информативный показатель.

  1. Ассортимент увеличивается ежегодно. Компания должна обладать средствами, которых будет достаточно для осуществления не только настоящей деятельности, но и перспектив. Мы расширяем свой ассортимент на 50–150 позиций. Развитие предполагает включение в бюджет как затрат на подготовку, разработку новой продукции (в том числе затраты на сырье), так и на приобретение новейшего оборудования и, как следствие, внедрение инновационных методик. В первую очередь мы осуществляем запуск нового товара в производственный процесс. Отдел маркетинга занимается его исследованиями, экономисты рассчитывают показатели окупаемости и издержки на производстве.
  2. Объем бракованной продукции держится на низком уровне. Когда осуществляется замена некоторых цветов либо отладка пресс-формы, брака избежать нельзя. Однако других несоответствий допускать нельзя. На нашем предприятии допустимый брак определяется максимум пятью изделиями при условии работы станка. Задача литейщика в этот момент произвести остановку оборудования и позвать наладчика. В наших планах исключить возможность брака в процессе замены пресс-формы. Он останется только в случаях смены цвета. При отсутствии подобных ограничений эффективность снижается, происходит пустой перерасход используемого сырья. Мы сразу же осуществляем анализ, в результате которого выясняется причина всех потерь.
  3. Повышающаяся выработка 1 сотрудника. Здесь мы производим простой расчет: делим весь объем произведенных товаров на количество персонала в офисе и производстве. Главное здесь — это положительная динамика.

Неэффективный параметр: заключается в выработке на один кв. метр площади, задействованной в производстве. Данный показатель на практике показал свою низкую информативность. Изделия, содержащие много деталей, производятся на 4, а то и 5 станках. Остальные делаются полностью на одном станке. От вида продукции зависит уровень разброса значений. Если ассортимент широкий, то анализ данного параметра выполнить не просто. Оценка эффективности деятельности предполагает использование показателей, над которыми мы осуществляем ежедневный либо еженедельный контроль; далее производим совокупный анализ месячной работы. Я считаю, что самый главный анализ — это ежесменный. Пользуясь его результатами, можно быстро внести поправки.

Эффект и эффективность: суть и взаимосвязанность понятий

В экономике под эффективностью предприятия подразумевается производство продукции и услуг с наименьшими издержками, то есть способность предприятия выпускать максимальное количество товаров хорошего качества с минимальными затратами и осуществлять их продажу с наименьшими издержками.

Эффективность предприятия зависит не только от обладания материальными составляющими, к примеру, ресурсами, сырьём, количеством работников, но и от качества человеческих ресурсов, их интеллектуальной и креативной составляющей. Важной особенностью формирования интеллектуально-креативных ресурсов является поддержание уровня профессионализма сотрудников компании, а также использование их знаний, идей и навыков для создания инновационных продуктов и технологий.

Чтобы определить экономическую эффективность предприятия, а также её критерии и показатели, необходимо научиться отличать эффективность от экономического эффекта.

Что такое экономический эффект? Это абсолютная величина, показывающая достигаемый результат от проведения определённых мероприятий, направленных на совершенствование отдельных или общих показателей хозяйственной деятельности предприятия.

Прежде всего получение эффекта предполагает осуществление затрат, а потом уже получение дополнительной прибыли от проведённого мероприятия. Экономический эффект и есть дополнительная прибыль, полученная в результате снижения материальных и трудовых затрат, увеличения объёмов производства или качества товара. Каким бы важным ни был экономический эффект, его результат не показывает цену усилий и затрат, при помощи которых он был достигнут.

Поэтому можно сделать вывод, что экономический эффект за год и затраты на его достижение представляют основу подсчёта экономической эффективности. По уровню экономической эффективности можно понять, какие затраты были сделаны для достижения экономического эффекта. С точки зрения экономики, оба этих показателя характеризуют эффективную деятельность предприятия и чаще всего анализируются вместе, так как, анализируя каждый показатель по отдельности невозможно получить общую характеристику организации и оценку её хозяйственной деятельности.

Автоматизация расчета ОЕЕ с использованием системы мониторинга АИС Диспетчер

Как говорилось выше, расчет показателя эффективности ОЕЕ с использованием данных, собираемых вручную, сложен и недостоверен. Данные могут быть искажены, как за счет неточного контроля времени изготовления детали (технологических операций), так и вследствие неточности идеальных (расчетных) времен. Причем проверить точность этих данных невозможно.

Для качественного формирования ОЕЕ требуется автоматический контроль времени выполнения технологических операций, что подразумевает использование системы мониторинга.

АИС Диспетчер, как никакая другая из предлагаемых в настоящее время систем мониторинга, позволяет правильно рассчитать показатель ОЕЕ, и с использованием классического, и на основе альтернативного методов расчета.

АИС Диспетчер позволяет точно проконтролировать машинное и штучно-калькуляционное время выполнения технологических операций для различного оборудования.

В АИС Диспетчер используются различные способы подключения к оборудованию для получения информации об его работе: аппаратное, прямое, комбинированное. Дополнительно устанавливаемые на станке датчики (тока, вибрации) позволяют контролировать нагрузку станка и отличать реальную работу от холостого хода. Состояние станка, соответствующее машинному времени, может определяться при помощи формул. В таких формулах могут объединяться как дискретные, так и аналоговые сигналы. На станках с ЧПУ, контролируемых системой Диспетчер, фиксируются все остановы при отработке управляющей программы, регистрируется соответствие реальной скорости контурной подачи и заданной величины скорости, собираются данные об отклонениях выполняемой на станке УП от эталонной программы, написанной технологом. Следует отметить, что в АИС Диспетчер поддерживаются станки с многоканальными системами ЧПУ.

В системе Диспетчер организован как автоматический режим сбора информации, так и комплексный режим, совмещающий автоматический и ручной сбор данных, при котором в работу системы включаются операторы станков. Учет времени различных видов простоев оборудования, не регистрируемых автоматически, учет вспомогательного и подготовительно-заключительного времени выполняется посредством ввода оператором соответствующих причин простоя станков. Для этого используются установленные на станках терминалы или коллективные пульты мониторинга. Оператор перед началом работы регистрируется на станке, например, при помощи RFID пропуска или сканера штрих-кода. Система осуществляет контроль за выполнением оператором возложенных на него обязанностей путем автоматического формирования состояния «Простой станка» по вине конкретного оператора, если тот не вводит вовремя причину простоя.

Модуль «Контроль производства» предоставляет возможность контролировать как время выполнения каждой технологической операции, так и время, затраченное на изготовление бракованной продукции и на исправление брака. Это позволяет точно рассчитать показатель ОЕЕ по классической формуле для дискретного многономенклатурного производства.

Для каждой технологической операции автоматически фиксируется машинное время и контролируется его отличие от идеального (расчетного). Имеется возможность корректировать расчетное машинное время по факту выполнения технологических операций и тем самым предотвращать ошибки в расчете показателя «Производительность».

В системе выполняется контроль изготовления бракованных деталей для каждой техоперации и регистрируется время на исправление брака. В результате можно точно рассчитать показатель «Качество».

В настоящее время на многих промышленных предприятиях приняты свои нормативы для расчета ключевых показателей эффективности, включая показатель ОЕЕ. Это связано с типом производства (непрерывное, серийное, дискретное), графиком работы и иными специфическими особенностями. В АИС Диспетчер пользователь может задавать формулы для расчета KPI, группируя при этом собираемые данные согласно требованиям, принятым на данном предприятии.

Основные показатели, применяемые для оценки эффективности предприятия

В АИС Диспетчер реализован расчет основных КПЭ как согласно ГОСТ Р ИСО 22400-2—2016, так и с учетом опыта работы предприятий, использующих данную систему мониторинга. О контроле основных показателей эффективности с помощью системы мониторинга читайте здесь.

В таблице 2 приводится перечень основных КПЭ и формулы их расчета.

Таблица 2

КПЭ Цель (описание) показателя Расчет
Базовый модуль «Мониторинг»
1. Коэффициент загрузки Кз Определяет долю основного (машинного) времени по отношению к фонду работы оборудования. Кз = Тмаш/Тфонд
2. Коэффициента производственной загрузки Кзп Определяет долю штучно-калькуляционного времени по отношению к фонду работы оборудования. Кзп = (Тмаш + Тпрос.пр) / Тфонд
3. Коэффициенты готовности оборудования Кг Оценивает доступное время для производства продукции. Используется для оценки качества работы сервисных служб. Кг= (Тфонд — Тндв) / Тфонд
4. OEE индекс ОЕЕ-индекс общей эффективности использования оборудования. ОEE=Аэ * Р (Q=1)
5. NEE индекс NEE-индекс чистой эффективности использования оборудования. NEE=Ап * Р (Q=1)
6. Производительность Р Соотношение между чистым и полным временем производства продукции. Р=Тмаш.ч / Тмаш
7. Доступность А Характеризует отношение времен машинного и производственного (времени, когда станок включен). Аэ=Тмаш / Твкл
8. Производственная доступность Ап Характеризует связь штучно-калькуляционного и производственного времени. Ап=Тшк / Твкл
9. Коэффициент потерь оператора Кпо Учитывает потери времени, зависящие от оператора непосредственно. Кпо = Тпрос.нр / Тфонд
КПЭ Цель (описание) показателя Расчет
Модуль «Контроль производства»
1. Показатель ОЕЕ Учитывает готовность (доступность) оборудования, его эффективность (производительность) и качество продукции, выпускаемой на данном оборудовании. ОЕЕ=A*P*Q
2. Доступность A Определяется отношением времени обработки деталей (машинное время) к фонду времени работы оборудования. А=Тмаш/Тфонд
3. Производительность P Определяется отношением суммарного чистого или идеального (расчетного) машинного времени к фактическому машинному времени.
4. Качество Q Определяется как отношение разности машинного времени и времени на выпуск бракованных деталей и времени исправления брака к машинному времени.
5. Показатель NEE Индекс чистой эффективности использования оборудования учитывающий производственную доступность оборудования, его эффективность (производительность) и качество продукции NЕЕ=Aп*P*Q
6. Производственная доступность Aп Определяется отношением производственного (штучно-калькуляционного времени) к фонду времени работы оборудования. А=Тшк/Тфонд

В отчетах, которые формирует АИС Диспетчер, содержатся не только абсолютные значения КПЭ и их отличия от заданных (номинальных) значений, но и отличия между близкими по смыслу специфическими КПЭ. Именно анализ таких отличий дает наглядную и важную информацию, используемую для решения различных задач по повышению эффективности производства.

О практическом применении системы мониторинга АИС «Диспетчер» для расчета ключевых показателей эффективности производственных процессов читайте во второй части статьи.

Что представляет собой простая формула эффективности?

Простая формула эффективности представляет собой аналитическое выражение для расчета простых операций. Она связывает между собой три базовых показателя: стоимостную оценку входных продуктов операции (RE), стоимостную оценку выходных продуктов операции (PE) и время операции (Top). Если обозначить эффективность символом «Е», то формула для расчета эффективности будет иметь вид

где Тp – единичный интервал времени, необходимость использования которого рассматривается в теории эффективности.

Как рассчитать эффективность простой операции?

Для расчета эффективности необходимо получить или определить базовые показатели операции: RE, PE и Top. После этого их необходимо подставить в формулу эффективности и произвести расчет.

Например, стоимостная оценка входных продуктов операции RE=3000 руб., стоимостная оценка выходных продуктов операции PE=3900 руб. и время операции Top=5 дней. Необходимо оценить эффективность операции.

Подставив значения в формулу эффективности, получим

Также можно рассчитать эффективность операции, воспользовавшись специальным калькулятором, расположенным ниже, в виде формы. Записав данные в соответствующие ячейки формы, нужно нажать на кнопку «Вычислить».

Не забывайте, что PE должно быть больше RE. Дробная часть числа отделяется точкой.

Являются ли понятия «эффект» и «эффективность» тождественными?

Для выяснения сущности экономической эффективности производства, определения ее критерия и показателей необходимо различать содержание понятий «эффективность» и «эффект».

Эффект – абсолютная величина, обозначающая достигаемый результат какого-либо процесса. Экономический эффект – это результат человеческого труда, создающего материальные блага. Безусловно, результат сам по себе очень важен, но не менее важно знать, какими затратами он достигнут. Поэтому соизмеримость эффекта и затрат на его достижение является основой экономической эффективности. Помимо абсолютной величины эффекта необходимо знать и его относительную величину, исчисляемую посредством деления общего результата (эффекта) на затраты ресурсов, обусловившие его получение.

Исследования и публикации по проблеме

Мировая научная мысль представляет много теоретических разработок по методам и критериям оценки экономической эффективности инвестиций. Известными иностранными исследователями в этой сфере являются: В. Беренс, Л. Дж. Гитман, М. Д. Джонки, П. М. Хавранек, В. Шарп, И. Ансоф, С. Шмидт, Дж. Фрэнсис, Дж. Ван Хорн, Д. Марковиц, Х. Джонсон, Дж. Бейли, Г. Александер. Исследованию различных аспектов инвестиционной деятельности и анализу эффективности инвестиционных проектов посвящены научные труды ведущих ученых стран СНГ. Это В. И. Анин, В. П. Бабич, Ю. Бажал, И. А. Бланк, Л. М. Борщ, Ю. Бендерский, А. Гальчинский, В. Геец, А. Гойко, К. А. Ефимов, В. Красовский, Д. С. Львов, М. Мельник, А. С. Музыченко, Е. Панченко и др.

Изложение основного материала

Оценивая инвестиционный проект, необходимо определить его экономическую эффективность. Одним из таких критериев оценки инвестиций является нормативный коэффициент эффективности инвестиций. Что же он представляет собой? Для чего его используют и есть ли вообще необходимость в нем в современных условиях? Понятие “нормативный коэффициент эффективности инвестиций” возникло еще в советское время, когда данный коэффициент устанавливался планово-директивно высшими ветвями власти. Его необходимость была вызвана тем, что как предприятиям и отраслям, так и государству необходим был показатель, который заставлял бы каждого пытаться достичь, а иногда даже и преувеличить указанный показатель, тем самым показывая высокую эффективность предприятия, отрасли, страны. Поэтому первые проявления были отражены в Методических рекомендациях Госкомитета СССР по науке и технике, в Госплане и др.

Новый подход в определении коэффициента эффективности

Однако существует и другая интерпретация того, что такое нормативный коэффициент эффективности денежных потоков. Она заключается в том, что в зависимости от того, какие варианты избираются, определяют объем необходимых для их реализации вложений. Учитывая тот факт, что имеющимся объемом вложений возможно, как правило, удовлетворить не все потребности, возникает задача поиска таких сочетаний вариантов, которые вписываются в лимит вложений и обеспечивают при этом общий минимум приведенных затрат на производство указанного объема продукции. Полученный в результате такого поиска нормативный коэффициент экономической эффективности и будет выступать в качестве основного параметра, который балансирует спрос и предложение на капитальные вложения. Такой подход был впервые предложен А. Л. Лурье. Различия в толковании экономической сущности нормативного коэффициента эффективности порождают разницу в механизме расчета данного коэффициента.

Существующая школа сравнительной эффективности, ее часто называют традиционной, предлагает следующий расчетный механизм, основанный на понимании норматива эффективности как минимума снижения себестоимости на единицу дополнительных капитальных вложений. Для каждой отрасли устанавливается объем производства конечной продукции. Затем подбирают некоторое число объектов, которые по своей совокупной мощности обеспечивают выпуск оговоренного объема. Преимущество при выборе отдается тем объектам, которые дают большее снижение себестоимости на единицу вложений. Впервые были рассмотрены и проанализированы подходы Мовшовичем и Овсиенко. Ими было доказано, что при выполнении определенных условий модели Л. В. Канторовича, А. Л. Лурье, В. В. Новожилова (три подхода) могут быть сведены к одной динамической модели. В каждом из рассмотренных подходов определяется только один показатель, с помощью которого приводятся разновременные затраты, измеряются текущие расходы по капитальным. Можно отметить, что анализ макроэкономических показателей по формуле, равной расчету нормативного коэффициента эффективности Л. А. Вааге, сводится к следующему. Нормативный коэффициент эффективности определяется как отношение совокупного прибавочного продукта к его совокупным основным оборотным производственным фондам.

Эффективность управления

Процесс оценки эффективности управления представляет собой ряд действий:

  • проводится расчет величины критериев;
  • вырабатываются цели оценки;
  • избираются методы расчета критериев;
  • обосновываются критерии оценки;
  • формируются требования к критериям оценки;
  • обусловливается состав исходных данных.

Обычно экономическая эффективность управления обусловливается следующими коэффициентами.

  1. Коэффициент расходов на управление на единицу выпускаемого товара.
  2. Коэффициент эффективности управления.
  3. Коэффициент расходов на управление.
  4. Коэффициент количества управленческих работников.

Усовершенствование показателей эффективности деятельности компании возможно в результате реализации и разработки организационно-технических мероприятий, отражающих комплексно факторы эффективности. Самым типичным определением экономической эффективности мероприятий по модернизации управления является зачисление годового экономического эффекта, взятого от их осуществления, и сопоставление его с издержками на эти события. Для приблизительной оценки эффективности осуществляемых мероприятий по модернизации управления применяется такой показатель, как коэффициент общей эффективности.

Абсолютная эффективность

Существует еще и формула, которая отображает абсолютную эффективность. Она имеет следующий вид:

ЕЕабс = (Еф1 – Еф0) / (И + К*Кн), где

ЕЕабс – экономическая эффективность;

Еф1 – общий результат после проведения мероприятий;

Еф0 – результат до проведения мероприятий;

И – общие издержки;

К – капиталовложения для проведения мероприятий;

Кн – нормативный коэффициент.

Эффективность использования факторов производства

Любое предприятие располагает трудовыми ресурсами, основными и оборотными средствами производства. Без них нереален производственный процесс. Также компании стараются улучшить свои показатели вложения средств для улучшения показателей деятельности.

Для расчета эффективности использования каждого из этих факторов используются свои способы. Некоторые из них базируются на одних и тех же принципах.

Эффективность использования персонала

Для того чтобы измерить то, насколько результативно предприятие использует своих рабочих, используются два параметра. Первым является выработка. Второй показатель – это трудоемкость. Выработка рассчитывается как отношение количества произведенных товаров к издержкам на персонал:

В = О / З, где

В – выработка;

О – объем изготовленной на предприятии продукции;

З – затраты, понесенные предприятием на трудовые ресурсы.

Показатель трудоемкости является обратным к предыдущему индикатору и отображает, какое количество денежных средств необходимо потратить на персонал предприятия, чтобы была изготовлена одна единица продукции.

Т = З / О = В-1 = 1 / В, где

Т – трудоемкость;

В – выработка;

О – объем изготовленной на предприятии продукции;

З – затраты, понесенные предприятием на трудовые ресурсы.

Формула расчета экономической эффективности для трудовых ресурсов компании может быть отображена следующим образом:

ЕЕтр = ((О1 * Ц – З1) – (О0 * Ц – З0)) / И, где

ЕЕтр – экономическая эффективность для трудовых ресурсов;

О1 – объем произведенной продукции после инвестиции в персонал;

Ц – цена на продукцию;

З1 – затраты на производство продукции после проведения мероприятий;

О0 – объем реализации продукции до инвестиций в трудовые ресурсы;

З0 – затраты на производство продукции до проведения мероприятий.

Оборотные средства (Об. С.)

Для определения результативности использования оборотных средств предприятия используются три показателя:

  • коэффициент оборота;
  • период оборота;
  • коэффициент загруженности Об. С.

Коэффициент оборота Об. С. Является тем самым, что и фондоотдача для ОС. Рассчитывается он по формуле:

Коб = РП / Собс, где

Коб – коэффициент оборота;

РП – реализованные компанией товары в денежном выражении;

Собс – средняя сумма остатка Об. С.

Коэффициент загруженности является обратным к коэффициенту оборачиваемости:

Кз = (Коб)-1 = 1 / Коб = Собс / РП, где

Кз – коэффициент загруженности;

Коб – коэффициент оборота;

РП – реализованные компанией товары в денежном выражении;

Собс – средняя сумма остатка Об. С.

Период оборота – это то количество дней, которое необходимо для того, чтобы оборотные средства сделали один полный оборот, рассчитывается следующим образом:

Тоб = Д / Коб = Д * Собс / РП, где

Тоб – время оборота;

Д – количество дней анализируемого периода;

Коб – коэффициент оборота;

РП – реализованные компанией товары в денежном выражении;

Собс – средняя сумма остатка Об. С.

Формула расчета экономической эффективности предложенных мероприятий по улучшению использования оборотных средств основана не столько на дополнительной прибыли, сколько на снижении расходов.

ЕЕобс = Еу / И, где

ЕЕобс – экономическая эффективность оборотных средств;

Еу – условная экономия оборотных средств;

И – размер вложений.

Заключение

Внедрение системы KPI — важный шаг для повышения эффективности выполнения различных бизнес-задач в любой компании.

Но подходить к нему нужно вдумчиво, опираясь на цифры, а не интуицию. Тщательно анализировать внутренние процессы, а также приоритеты конкурентов. Разрабатывать систему оценки ключевых показателей и их контроля, мотивации сотрудников и отслеживания их успехов.

7 раз подготовься, 1 раз внедри (как-то так было в пословице) — это как раз про KPI. Причем, не важно, внедряете вы его для всей компании, директора, производства или отдела маркетинга.


Источники


  • https://www.audit-it.ru/terms/trud/kpi.html
  • https://www.lazymarketer.pro/chto-takoe-kpi-prostimi-slovami/
  • http://finansiko.ru/ekonomicheskaya-effektivnost-raschet-i-primery/
  • http://projectimo.ru/ocenka-ehffektivnosti/pokazateli-ehffektivnosti-proekta.html
  • https://investolymp.ru/prostye-pokazateli-oczenki-effektivnosti-investiczionnyh-proektov.html
  • https://blog.iteam.ru/otsenka-effektivnosti-deyatelnosti-predpriyatiya/
  • https://VFinansah.com/business/ekonomicheskaya-effektivnost-predpriyatiya
  • https://www.intechnology.ru/support/articles/raschet-klyuchevyh-pokazatelej-effektivnosti-raboty-pred-priyatiya/
  • http://delo-do.com/article/formula_of_performance.html
  • http://topknowledge.ru/econteoriya/144-kakova-obshchaya-formula-
  • https://BusinessMan.ru/new-koefficienty-effektivnosti.html
  • https://FB.ru/article/322068/ekonomicheskiy-effekt-i-ekonomicheskaya-effektivnost-formula-rascheta

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об Экселе: формулы, полезные советы и решения