Методические рекомендации к составлению и защите аналитического отчёта

Что такое ФГОС?

Если вы не знаете, что такое ФГОС, то вы никогда не имели дело с государственными стандартами, которые распространяются на огромное количество разных сфер человеческой жизни и в том числе, образовательные учреждения, в которых нужно составлять аналитический отчет воспитателя по ФГОС.

Вообще, сам документ аналитического отчета должен соответствовать данным стандартам. И это хорошо, так как стандартизированность позволяет целому спектру разных работников общаться на одном языке.

Аналитический отчет по ФГОС

Как составить аналитический отчет по ФГОС? Составление аналитического отчета – дело нетрудное. Нужно просто соблюдать требования, которые предусмотрены государственными стандартами. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС, по сути, ничем особо не отличается.

В какой-то степени, если следовать стандартам, то даже проще, так как они являются опорой для вас при создании действительно качественного продукта. Где же можно найти требования к аналитическим отчетам со всеми стандартами?

Разобраться со всем можно в интернете. Нужно просто включить поиск документов и набрать «как составить аналитический отчет по ФГОС». Там будет выдано множество методологических рекомендаций.

Ничего сложного в этом нет, можно понять требования всего за несколько минут, которые вы потратите для того, чтобы это все прочитать.

Аналитический отчёт как форма представления результата практической деятельности педагога за межаттестационный период

Цель аналитического отчета – самоанализ и самооценка профессиональной деятельности педагога за межаттестационный период.

Традиционной можно назвать структуру аналитического отчёта, предложенную «Институтом развития образования» Свердловской области, представленную следующими разделами:

-введение;

-аналитическая часть;

-проектная часть;

-заключение;

-список литературы;

-приложение.

Во введении даётся краткий анализ образовательной ситуации, указываются противоречия, проблемы, которые педагог определил как приоритетные и решением которых он занимался в прошедший межаттестационный период. Обосновать актуальность, значит проанализировать, объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать, разрабатывать и т. д. на федеральном, региональном уровне, уровне образовательного учреждения, уровне педагога.

Определяется тема, объект исследования и предмет исследования, цель, задачи.

Цель формулируется кратко и предельно точно в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать педагог и какие результаты ожидает получить.

Цель – всегда направлена на развитие ребенка, это ожидаемый результат, который должен быть оценен и измерен.

Цель конкретизируется и развивается в задачах.

Задачи (в них речь идет о действиях по достижению цели, прямо по порядку нужно перечислить все этапы достижения цели, сформулировав их как задачи – здесь может быть и освоение новых технологий и создание системы работы, и системы мониторинга и много другое для достижения цели).

Аналитическая часть посвящена результатам деятельности педагога. Результатом его труда является саморазвитие, развитие педагогической теории и практики, и самый значимый – результат образования воспитанника.

Идёт представление результата, указываются критерии и показатели по которым он оценивался.

Следует выделять процессуальные и результативные показатели деятельности.

Процессуальные показатели:

-осуществление педагогической деятельности;

-реализация своего профессионального потенциала в процессе деятельности;

-какие виды деятельности и общения учащихся организует;

-средства воздействия, которые способствуют (или препятствуют) достижению цели.

Результативные показатели:

-какие результаты деятельности достигнуты (количественные и качественные изменения).

Результативные показатели являются приоритетными показателями эффективности деятельности педагога.

Поэтому автор аналитического отчёта должен соотнести объект и предмет анализа (достигнутого результата) с объектом и предметом проектирования (прогнозирования планирования ожидаемого результата).

Проектная часть

Указываются проблемы (трудности, с которыми столкнулся педагог, реализуя свою деятельность в межаттестационный период. Указывает основные направления, этапы совершенствования своей деятельности противоречие, проблему, тему, объект, предмет на следующий межаттестационный период.

Заключительная часть

-оценка собственной аналитической деятельности.

-обозначаются основные направления саморазвития и самосовершенствования своей профессиональной деятельности.

Критерии оценивания аналитического отчёта:

Обоснование актуальности аналитического отчёта:

– характеристика нормативно-правовых материалов, подтверждающих важность темы (выбранного направления) и выражающие потребности, сформированные на разных уровнях;

-проведён анализ состояния образовательной системы на разных уровнях;

-представлены результаты исследования затруднений ограничений и проблем в деятельности педагога, образовательного учреждения, системы образования района, города, региона;

-предъявлены доказательства необходимости разработки данной темы (выбранного направления);

-аналитический отчёт базируется на результатах анализа реальных потребностей образовательного учреждения (системы образования);

Обоснование противоречия, проблемы, на разрешение которых направлен аналитический отчёт:

-показано, какие результаты образования требуются, но не достигаются в реальности; какие противоречия разрешатся;

-определена цель аналитического отчёта;

-выявленные проблемы представлены в виде иерархии задач и возможных способов их решения.

Обоснование содержания аналитического отчёта:

Общекультурное, философско-методологическое обоснование:

-отражено, на основе, какой философии, методологии выстроен аналитический отчёт;

-содержательная сторона, теоретическая (научная) обоснованность;

-опора на систему современных психолого-педагогических знаний.

Нормативно-правовое обоснование:

-отражены нормативно-правовые основания или условия, обеспечивающие аналитический отчёт;

-отражено создание или обеспечение условий для реализации прав субъектов.

Социально-экономическая эффективность:

-аналитический отчёт соответствует или обеспечивает социально-экономические потребности системы образования конкретного ОУ (района, города, региона);

Психолого-педагогические основания:

-учтены закономерности и условия развития обучающихся;

-обеспечиваются новообразования на уровне психических функций (интеллектуальных, эмоциональных, волевых) или развитие качеств личности (интеллектуальных, личностных, физических, её межличностных отношений и общения в социуме;

-учитываются позитивные и негативные последствия использования психолого-педагогических теорий и концепций;

-выявлены конкретные психолого-педагогические проблемы в процессе педагогической деятельности;

-обоснован выбор технологий, методов, способов, приёмов;

-обоснованы технические, информационные и прочие ресурсы.

Обоснование системы партнёрских взаимодействий:

-выявлены субъекты образовательного процесса;

-раскрыты координационные и тактические аспекты установленного взаимодействия субъектов.

Анализ и оценка результатов:

-анализ результатов соотнесён с целями и задачами;

-анализ результатов (в сравнении с планируемыми) отличается глубиной, системностью, объективностью, в нём отражены причинно-следственные и пространственно-временные связи;

-разработана система мониторинга, направленная на контроль качества образования, динамику всех субъектов образовательного процесса, степень социальной успешности;

-представлен прогноз дальнейшего развития или обоснование необходимости дальнейшей работы;

Информационная культура представления результатов:

-структура аналитического отчёта соответствует требованиям, предъявляемым к работам данного жанра;

-оформление работы соответствует нормативным требованиям (выдержаны стандарты оформления печатного текста);

-Сопровождающие материалы, выполненные в Excel, PowerPoint, Publisher в виде таблиц. Презентаций, публикаций обеспечивает дополнительные условия адекватной оценки информационной компетентности аттестующегося.

Перспективы развития и применения аналитического отчёта в педагогической практике:

-раскрыты перспективы развития профессиональных компетентностей и актуальных задач в образовательной практике.

Аналитический отчет как форма представления результата практической деятельности педагога за межаттестационный период позволяет педагогу целостно исследовать свою деятельность, определить эффективность педагогической деятельности, произвести самокоррекцию, обеспечить возможность выхода на новый уровень самосовершенствования.

Как написать аналитический отчет?

Титульный лист содержит в себе сведения об исполнителе. Он является первой страницей работы, ее «лицом». В содержании описывается структура отчета и номера страниц каждого раздела. Во введении необходимо привести аргументы в пользу выбора темы, актуальности исследования, перечислить используемые для изучения проблемы методы и способы. Во вступлении приводят анализ источников, которые были использованы при изучении темы. Важно не забыть о целях и задачах, поставленных в ходе работы над аналитическим отчетом.

Основная часть отчета, как правило, содержит несколько разделов и подразделов, логически связанных между собой. В каждой главе или пункте понятно и четко должен быть выражен материал. Нельзя забывать о ссылках на использованную литературу.

Выводы о проделанной работе выносятся в заключение. Надо не просто перечислить итоги исследования, но и дать разъяснения по каждому из них. Список использованных источников составляется по алфавиту. Аналитический отчет за год может содержать приложения, в них включают большие информационные блоки, каждый из которых должен сопровождаться ссылкой в тексте. К отчету прилагают документы и источники, используемые при его составлении: таблицы, диаграммы, схемы, графики и другие.

Анализ проблемы

Основным секретом правильного составления аналитического отчета является проведение глубокого анализа определенной проблемы. Описание его итогов должно быть ясным и подкрепленным аргументацией. Проведя параллели, сравнив явления, можно сделать качественные выводы по проведенному исследованию. Соблюдение простых советов поможет составить интересный и достоверный аналитический отчет по ФГОС в кратчайшие сроки.

Методические рекомендации

В аналитическом годовом отчете должны быть отражены все направления деятельности, предусмотренные рабочими планами и журналами. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС (или педагога) включает качественные и количественные показатели по каждому виду работ. В нем могут сочетаться несколько видов анализа.

  • Сравнительный – сопоставление явлений, единых по природе и общим характеристикам. Сравнивать требуется внешние, внутренние признаки и условия эффективности.
  • Анализ структуры позволяет выявить роль и значение одного или нескольких факторов для успешного функционирования структуры.
  • Корреляционный – это установление зависимости одного элемента от другого. Взаимосвязь может возникать в ситуации, в процессе или системе. “Корреляция” переводится с латинского как “взаимная зависимость явлений”.
  • Функциональный – это характеристика объекта с точки зрения его функций и выявление их взаимосвязи.
  • Системный – позволяет выявить структуру и способы взаимосвязи объектов.
  • Детерминационный позволяет установить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, объектами.
  • Критический анализ – это выявление плюсов и минусов деятельности или личности.

Аналитическая часть отчета

Аналитическая часть описывает результаты труда. Для педагога это саморазвитие, развитие педагогики в теории и практике, итоги образования воспитанников.

В отчете предоставляется результат и критерии его оценки. Среди последних выделяют процессуальные и результативные показатели. К процессуальным относят:

  • осуществление профессиональной деятельности;
  • реализацию собственного профессионального потенциала;
  • организацию видов деятельности и общения;
  • средства воздействия, способствующие или препятствующие достижению цели.

К результативным показателям относят достигнутые итоги в количественном и качественном измерении. Они приоритетны в оценке эффективности деятельности. Поэтому автору отчета требуется соотнести достигнутые результаты с предметом проектирования.

Планирование исследования

Исходя из ваших запросов и основываясь на имеющихся данных, специалисты Best Service подберут для вас самый оптимальный вариант проведения исследования, разработают опросные анкеты и сформируют четкий план проведения исследования.

Составление аналитического отчета

После проведения проверки и обработки полученных данных специалисты Best Service подготовят для вас аналитический отчет в форме легко читаемых таблиц и графиков. Итоговый материал, который вы получите, будет включать в себя подробное изложение всей процедуры анализа, описание и интерпретацию полученных результатов.

Данные «Простой отчёт»* «Стандартный отчёт»** «Развернутый отчёт»***
Сводные таблицы + + +
Графики + + +
Описание процедуры анализа + +
Описание полученных результатов + +
Интерпретация полученных результатов +
Подготовка презентации для руководства +

* готовится в Excel

** отчет в Word

*** отчет в Word + презентация PowerPoint

Пошаговая инструкция

Друзья, вот план того, что нам предстоит сделать для создания удобного и функционального реестра документов:

  1. Создаём новый документ, задаём ему имя и сохраняем как «Книга с поддержкой макросов».

  1. Выделяем примерную область значений, выбираем раздел «Вставка», элемент «Таблица», подтверждаем наличие заголовков.

  1. Заполняем названия заголовков. В моём случае это «Номер», «Заказчик», «Папка», «Название», «Документ» и «Директория».

  1. Приступаем к заполнению столбцов.
  2. Столбец «Номер» заполняется просто. Необходимо ввести в первую строку значение 1, а во вторую – 2, выделить обе заполненные ячейки, зацепиться за маленький чёрный квадратик в правом нижнем углу выделенной области и протащить его вниз на нужное количество строк. В нижних ячейках автоматически проставятся значения от 1 до …(зависит от нас).

  1. Столбец «Заказчик» можно заполнить вручную или способом, описанным для столбца «Название» при условии, что имена заказчиков – это по совместительству названия папок в общей директории.

  1. В столбце «Папка» я хочу видеть адрес папки, в которой располагается конкретный документ и при этом сделать его ссылкой, при нажатии на которую Excel будет перебрасывать меня в эту папку. Для этого я воспользуюсь функцией «ГИПЕРССЫЛКА». Подробнее опишу ниже.
  2. В столбце «Название» мне нужно отобразить имена документов, но вводить их все вручную очень долго. В Excel существует небольшая хитрость, позволяющая в разы ускорить процесс и автоматически заполнить ячейки названиями всех документов, находящихся в указанной папке. Это возможно благодаря функции «Файлы», ищите алгоритм чуть ниже.
  3. Столбец «Документ» будет содержать рабочую ссылку на нужный файл, нажатие на которую спровоцирует его открытие. Как это сделать, ищите чуть ниже.
  4. Столбец «Директория» — это всё тот же адрес папки, но без гиперссылки. Он нужен для того, чтобы заполнить предыдущие столбцы.

Годовой аналитический отчет педагога-психолога имеет свою структуру.

Первый шаг. Перечисление наиболее важных, ведущих направлений в профессиональной деятельности за отчетный период с обоснованием этого выбора в данный момент времени.

Например: В 2012 г. ведущим направлением моей деятельности являлась коррекционно-развивающая работа с детьми «группы риска» по профилактике школьной дезадаптации . Причиной этого послужили сравнительные данные проведенных обследований по их выявлению, которые свидетельствуют о значительном увеличении этой категории детей (2011-2011 г. — 5%.; 2011-2012 г. – 10%).

Второй шаг. Перечисление основных запланированных мероприятий с указанием целей, задач по данному направлению (исследованию, эксперименту…):

Например: Основные мероприятия, направленные на профилактику школьной дезадаптации у детей «группы риска:

  • диагностика познавательных процессов (выявление отклонений и нарушений в развитии этих процессов для выбора оптимальной формы коррекционно-развивающей работы)
  • диагностика коммуникативных способностей, социального статуса в классе (изучение особенностей взаимодействия этой категории детей с целью оптимизации их взаимоотношений)
  • исследование внутрисемейной ситуации, стиля взаимоотношений и воспитания( с целью разработки программы работы с родителями детей данной категории) и т.п.

Третий шаг. Сравнительный анализ основных статистических данных, показателей — исходных и итоговых, полученных по данному направлению за отчетный период (таблицы, графики, диаграммы…), с выделением наиболее показательных цифр, процентов…

Кроме того, это могут быть сравнительные данные за весь период проводимых наблюдений (за прошлый и текущий год, за несколько лет).

Например: сравнение данных по факторам риска и причинам дезадаптации у детей «группы риска» 2-3 классов за 2011 и 2012 г. показывает рост числа детей, имеющих психосоциальную и патогенную дезадаптацию

вид дезадаптации 2011г 2012г
патогенная 7% 12%
психосоциальная 17%23%

Необходимо отметить рост числа у уч-ся 2кл таких факторов риска, как:

Год

2011г

2012г

школьные страхи

2%

5%

эмоциональная неустойчивость

13%

18%

неусидчивость

9%

12%

Четвертый шаг. Проводится качественный анализ – детерминационный и системный, где на основании полученных по данному направлению статистических и иных данных (наблюдения, бесед с педагогами…), специалист выдвигает предположения, гипотезы:

  • о наличной ситуации и ее изменениях,
  • о условиях и факторах, влияющих на них,
  • о установленных причинно-следственных связях,
  • о выявленных зависимостях и взаимовлияниях разных условий и участников этой ситуации

Например: Исходя из полученных диагностических и статистических данных, можно предположить, что увеличение детей «группы риска» среди второклассников связано :
а) со сменой в 2-х классах педагогов в течение уч. года
б) с отсутствием систематической работы по профилактике переутомления в 1и 2 кл.
в) с недостаточным объемом психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей …и т.д.

Пятый шаг. Критический анализ – на основании сопоставления ожидаемых и полученных результатов, проведенного сравнительного статистического и качественного анализов, специалист:

  • делает вывод о выполнении или невыполнении запланированного объема работы по данному направлению
  • анализирует причины невыполнения или недостаточно качественного выполнения (объективные – внешние и субъективные – внутренние )

Например: Исходя из вышеперечисленного, можно сделать следующие выводы:

    • объем запланированных мероприятий по работе с детьми «группы риска» был выполнен в этом году не полностью
    • ожидаемые результаты – снижение числа учащихся с психосоциальным видом дезадаптации (с 10 до 7 %) достигнуты не в полной мере
    • причины невыполнения — недостаточная заинтересованность педагогов и отсутствие системы взаимодействия педагогов, родителей и психолога
    • недостаточный уровень практических навыков групповой коррекционной работы…и т.п.

Шестой шаг. Проектирование мероприятий, направленных на совершенствование своей деятельности по данному направлению (устраняющих выявленные недоработки, недостатки, изменения работы с учетом выявленных связей, причин и зависимостей, а также мероприятий, устраняющих субъективные помехи).

Например: Опираясь на полученные в ходе анализа данные, в следующем учебном году в работу по данному направлению необходимо внести следующие изменения:

  • мероприятия, направленные на усиление работы с семьей, родителями детей «группы риска», имеющие целью их психологическое просвещение (встречи, круглые столы, индивидуальные консультации…)
  • мероприятия, направленные на координацию совместных усилий всех участников образовательного процесса – специалистов и педагогов (проведение совместных занятий, разработка индивидуальных рекомендаций, Консилиумы…)
  • увеличить количество коррекционных занятий, особенно направленных на коррекцию школьных страхов и эмоциональной неустойчивости
  • разработать практические рекомендации для родителей и педагогов начальной школы по работе с детьми «группы риска» … и т.д.

Седьмой шаг. После анализа всех ведущих направлений по данной схеме, специалист делает общие выводы по своей профессиональной деятельности
в целом.

Например:

Общие выводы:

  1. Полученные данные свидетельствуют о том, что наиболее результативной была работа в направлении «Психопросвещение»,»…»,»….»
  2. Наименее эффективной оказалась групповая коррекционно-развивающая работа с учащимися ..классов и обучение пед. коллектива.
  3. Общая заинтересованность педагогов среднего звена в объединении совместных усилий по:
    1. профилактике школьной дезадаптации
    2. профилактике наркомании
    3. ……….
  4. остается крайне низкой.
  5. ….
  6. ….
  7. Исходя из данных сравнительного и детерминационного анализа считаю. что приоритетными направлениями деятельности должны стать:
    1. диагностика педагогов среднего звена с целью выяснения их отношения к ……..
    2. обучающие и практические занятия для педагогов
    3. усиление взаимодействия с ними в рамках психолого-педагогической коррекции
    4. ……………
  8. Продолжать отработку навыков групповой коррекционно-развивающей работы.
  9. Разработать (доработать) критерии оценки эффективности своей деятельности по основным направлениям и адаптировать имеющиеся программы.

Восьмой шаг. Аналитический отчет сдается руководителю методического объединения или руководителю Службы практической психологии.

 

Особенности юридического делопроизводства

Говоря о юридическом делопроизводстве, следует понимать, что это частное направление отрасли делопроизводства в целом, имеющее свои характерные особенности. В основе общего лежит понятие дела как подборки документов, объединенных по любому произвольному признаку (вопросу) и хранящихся в организации вместе согласно номенклатуре (списку) дел.
Основа делопроизводства – кодексы и ГОСТы
В то же время в юридическом под делом понимается предопределенный кодексом, законом или иным нормативным актом перечень документов. Иными словами, создание, развитие и завершение дела у юриста регламентируется АПК РФ, ГПК РФ для судебных дел, КоАП – для административных дел ит.д., в то время как общее делопроизводство (или документационное обеспечение управления) предприятия регулируется ГОСТами (ГОСТ Р 51141-98).
Что касается учета судебных дел внутри компании, то, как правило, отдельный распорядительный документ на этот счет отсутствует. Недостатком данного подхода является то, что у юридического отдела нет регламентирующего документа, где были бы прописаны основные правила, включая сроки реакции на документы из судов. В то же время в каждом районном и арбитражном суде имеется инструкция по судебному делопроизводству, где все сроки и правила четко прописаны. Мы рекомендуем по крайней мере указывать основные положения внутреннего делопроизводства юристов в положении о претензионно-исковой работе на предприятии.
Суть делопроизводства юриста заключается в том, что он:
  • занимается подготовкой документов – исковых заявлений, ходатайств, отзывов и т.д.
  • ведет документооборот – регистрирует входящие, исходящие и внутренние (реже) документы, которые он получает из суда, направляет их в суды или госорганы, согласовывает внутри компании.
  • обеспечивает хранение документов в привязке к делам.
То есть, главная задача юриста в данном случае заключается в том, чтобы обеспечить ведение документооборота в привязке к конкретному делу (судебному или нет), для чего необходимо вести учет судебных и иных дел.

Выводы

В этой статье мы разобрались, какие моменты следует учитывать при составлении аналитического отчета дошкольного образовательного учреждения, а также других отчетов, связанных с педагого-психологической деятельностью.

Кроме всего, мы разобрались, зачем вообще нужен аналитический отчет, что поможет осознать весь смысл, которые дает эта работа.

 
Источники


  • https://sosed-domosed.ru/analiticheskij-otchet/
  • https://www.maam.ru/detskijsad/pamjatka-po-napisaniyu-i-oformleniyu-analiticheskogo-otcheta-pedagoga.html
  • https://www.syl.ru/article/210331/new_kak-pravilno-sostavit-analiticheskiy-otchet-poshagovaya-instruktsiya
  • https://best4service.ru/a/bs_analytics
  • https://itswat.ru/reestr-dokumentov-excel/
  • https://5psy.ru/raznoe/analytical-report-of-school-psychologist.html
  • https://you-right.ru/stati/sudy-i-pretenzii/yuridicheskoe-deloproizvodstvo-baza-i-uchet-sudebnyh-del

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все об Экселе: формулы, полезные советы и решения